"Эколята - дошколята"

Программа занятий

МКДОУ « Детский сад «Елочка»

с. Болчары

Программа

по дополнительной образовательной деятельности

«Эколята-дошколята»

(познавательное развитие)

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет

Срок реализации:1 год

автор-разработчик:

 воспитатели

Кобылина Т.М.

Адамова О.И.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.…………………………………………….3
  2. Актуальность рабочей программы……….………………………3
  3. Цели и задачи рабочей программы…………………………………4
  4. Объем и срок освоения программы…………………………………5
  5. Прогнозируемые результаты………………………………………..6
  6. Формы контроля …………………………………………………….7
  7. Перспективный план младшая  группа    ……………………… ….7
  8.  Мониторинг освоения материала младшая группа……………….12

     11. Список литературы…….…………………………………................14

Мир, окружающий ребенка, —

Это прежде всего мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь,  в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача взрослых – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Актуальность: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Младший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребёнку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей. Рабочая программа по виду деятельности – познавательное развитие.

Цель  программы:

Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи.

Задачи  программы:

- расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;

- обучать сравнению и группировке объектов живой природы на основе признаков, знакомить с объектами и свойствами неживой природы, отличительными признаками времен года, явлениями природы и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.

Содержание экологических знаний:


- многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания.

 -явления неживой природы: определять состояние погоды, учить одеваться по погоде, знакомить с характерными особенностями времен года.                                                                                            

 -формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

 -воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе; 

В основу содержания программы дополнительного образования легла программа  «Добро пожаловать в экологию»  автора  Воронкевич О.А., «Азбука Природолюбия» Т.В. Зотовой,  которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Объем и срок освоения программы:

Срок реализации  рабочей  программы ДОД «Эколята-дошколята» рассчитан на 1 год (средняя  группа).

Режим работы: 1 раз в неделю

Общее количество в месяц – 4раз в месяц

Общее количество в год – 36 (сентябрь – май)

Продолжительность:

20 минут – средняя  группа

Методы, используемые для реализации работы ДОД «Эколята-дошколята»

   1.  Наглядные методы:        

-экскурсии, целевые прогулки;

-наблюдения;

-показ сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр;

    2. Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.  

3. Игровые методы:

-проведение разнообразных игр  (малоподвижных,  сюжетно – ролевых, дидактических,  игр - драматизаций)

-загадывание загадок;

  4.  Практические методы:

-организация продуктивной деятельности детей;

-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

-постановка сказок, отрывков литературных произведений;

-изготовление  наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка  обращаем внимание  на    следующие основные направления:

     1.  Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

     2.  Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц.

     3.  Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Прогнозируемые результаты:

Знает и называет животных и растения родного края, выделяет их отличительные особенности. Может рассказать об изменении образа жизни животных и растений в разные сезоны года, демонстрирует положительное отношение ко всем живым существам, стремится ухаживать за растениями и животными.

Формами подведения итогов реализации данной программы является:

  • Мониторинг освоения детьми программного материала. Предоставление аналитического материала
  • Экологические акции  «Посади дерево»,  «Семечко и зёрнышко про запас», «Поможем пернатым друзьям»,  «Живи ёлочка», «Берегите воду», «Вестники весны», «Каждому певцу по дворцу», «Украсим планету цветами», «Мусору – нет!».
  • Экологические сказки «Весна пришла и сказку принесла», «Путешествие гнома в весеннем лесу», «Дедушкин огород», «Овощи и фрукты», «Береги красу Земли».
  • Выставки рисунков и поделок  « Дары природы», «Чудеса на грядке», «Тайны природы», «Лесная сказка», «Цветы – улыбка природы», «Наш дом – планета Земля», «Кладовая леса».
  • Фото и видео материал «В нашем парке ходит Осень», «Яркий мир природы», «Вода – чудесный дар природы», «Волшебница Зима», «Яркие краски весны», «Первоцветы», «Жизнь леса», «Удивительный мир насекомых».
  • Праздники и развлечения с приглашением детей младшей группы и родителей «Праздник осени», «Прогулка в волшебный лес».
  • Проекты  « Ёлка – зелёная иголка», «Огород на окне»,  «Лес – наше богатство», «Кто живёт рядом с нами».

  • Субботники совместно с родителями и детьми «Каждую соринку в корзинку», «Зелёная весна».

Перспективный план ДОД «Эколята-дошколята»

2-й год обучения (средняя группа)

Месяц

Тема

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

Оформление стенда «Эколята-Дошколята»

Совместно с детьми оформление стенда «Эколята-Дошколята» на ватмане.

20минут

Сентябрь

Экскурсия в природу «Наши друзья – зеленые друзья.»

Подвижная игра « Раз, два, три … Беги.

Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

20 минут

Сентябрь

Презентация «Во саду ли, в огороде». Экологическая игра «Опиши объект природы»

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; Учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания; определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение);

20 минут

Сентябрь

Экологическая акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши» Дидактическая игра: «Угадай на ощупь»

Сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. В акции принимают участие родители.

  20минут

Октябрь

Театрализованная экологическая сказка «Лесное приключение»

Формировать у детей экологическое сознание и культуры природопользования.

20 минут

Октябрь

Экологическая презентация «Тайны грибного царства»

Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

20 минут

Октябрь

«Осень в гости просим». Экологическая игра «Как звери готовятся к зиме?» 

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, дать представления о том, как животные готовятся к зиме.

20 минут

Октябрь

Познавательно-исследовательская деятельность

 «Воздух»

Продолжать знакомить детей с воздухом. Дать представление о том, что воздух занимает место, и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха).  Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

20 минут

Ноябрь

«Наши пернатые друзья»

П/игра «Воробьи и вороны»

Расширять  представления детей о зимующих птицах, закрепить понятие «зимующие». Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь зимующих птиц. Развивать интерес к наблюдениям за птицами, желание им помочь.  Активизировать словарь детей: зимующие птицы.

20 минут

Ноябрь

 «Синичкин праздник - 12 ноября».

П/игра «Птички и автомобиль»

Продолжить знакомство с зимующими птицами. Познакомить детей с зимующими птицами: синицы. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.

20 минут

Ноябрь

«Перелетные птицы».

Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать наблюдательность и  любознательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные птицы, юг.

20минут

Ноябрь

Познавательно-исследовательская деятельность

«Вода»

Продолжать знакомить детей со

 свойства воды (прозрачная,

без запаха, текучая, в ней

растворяются вещества).

20минут

Декабрь

 Лесные жители. Презентация "Звери в зимнем лесу" Экологическая игра - имитация "Звериная зарядка"

 Закрепить знания детей о жизни диких животных зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы; воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

20 минут

    Декабрь

«Ели и сосны» 

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

20 минут

Декабрь

 «Вокруг ёлочки»

Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в празднике, радоваться зиме, красоте зимней природы, зимним играм, воспитывать любовь к природе — бережное отношение к ели зимой, чувство ответственности, организованности, активного внимания, сплоченности и взаимопомощи.

20 минут

Декабрь

Познавательно-исследовательская деятельность

 «Бумага»

Формировать умение узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

20 минут

Январь

Зимушка-зима.

Развивать способность наблюдать сезонные явления.

20 минут

Январь

Белый снег, пушистый.

Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влияние на жизнь растений, животных.

20 минут

Январь

«Зимующие птицы»

Знакомство с зимующими птицами. Обсудить, как мы можем помочь птицам?

20 минут

Февраль

«Снегопад»

Знакомство детей с природным явлением «снегопад».

20 минут

Февраль

«Природа родного края»

Формировать представление детей о поселке, в котором живем.

20 минут

Февраль

«Экологический маршрут»

Дать элементарные знания об экологии, познакомить с  правилами поведения в природе.

20 минут

Февраль

Познавательно-исследовательская деятельность

 «Снег»

В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

20 минут

Март

« В гостях у Веснянки».

Расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

20 минут

Март

Экологическая театрализованная сказка  «Заюшкина избушка»

Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

20 минут

Март

Рассматривание Красной книги, беседа.

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных.

20 минут

Март

 «Путешествие в царство комнатных растений»

Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

20 минут

Март

Познавательно-исследовательская деятельность

 «Лед»

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

20 минут

Апрель

«Русская березка» 

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; формировать представления у детей о русской березе,  дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

20 минут

Апрель

«Первые цветы в природе» 

Продолжать знакомить с первоцветами, с особенностями строения. Побуждать детей радоваться первым весенним цветам

20 минут

Апрель

Экологическая сказка «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

Формировать познавательный интерес к жизни насекомых. 

Расширить первоначальные представления детей о жизнедеятельности насекомых в весеннее - летний период. Обогащение представлений о том, как насекомые «трудятся».

20 минут

Апрель

Познавательно-исследовательская деятельность

 «Плавает-тонет»

Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

20 минут

Май

  Экологическая тропинка

Учить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде) упражнять в практической помощи природе (уборке мусора)

20 минут

Май

«Подводное царство»

Подвижные игры «Рыбак и рыбки»

    «Море волнуется раз, море волнуется два…»

Расширять представления детей об обитателях водных просторов, формировать умение размышлять; развивать логическое мышление.

20 минут

Май

Мониторинг

Мониторинг освоения программы

(средняя группа)

№ п/п

Фамилия, имя

ребенка

Различает и называет овощи и фрукты, имеет представление о некоторых деревьях, растениях. Комнатных растениях.

Знает и называет некоторых, птиц, насекомых, домашних и диких животных

и их детенышей

Выделяет наиболее

характерные сезонные

изменения в природе.

Осознанно оценивает  отношение к природе,  знает правила поведения в природе.

Умеет оценить поступки взрослых

 и детей с экологической позиции, имеет представления 

об охране природы.

Итог

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

  2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Итого:

Начало года:                                    Конец года:

В 0 детей, 0 %;                                В -детей,-%

О 0 детей  0 %                                 О- детей, %

С 7  детей, 58 %;                             С --детей,-%

Н 5 детей  42  %.                             Н--детей-%

Мониторинг осуществляется в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.

Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:

Оценка уровня развития:

1,2 балла  и ниже – деятельность на низком уровне

От 1,3 до 2,3 балла – деятельность на среднем уровне

От 2,4 до 3,4 – деятельность на оптимальном уровне

От 3,4 до 4 баллов – деятельность на высоком уровне

Выводы по мониторингу.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия»/учебное пособие для дошкольников и младших школьников/

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie